Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и «Опора России» на совместном заседании с представителями профильных министерств и ведомств в сентябре выдвинули ряд предложений, направленных на решение проблемы задержек оплаты со стороны госкомпаний, ставшей хронической. Об этом сообщают «Ведомости».
Задержки касаются оплат по контрактам, заключенным в рамках 223-ФЗ, что включает закупки компаний с участием государства и их дочерних обществ, а также некоторых бюджетных учреждений и унитарных предприятий.
В 2024 году в Корпорацию развития малого и среднего бизнеса (КСМП) поступило около 200 обращений на сумму 1,5 миллиарда рублей, а с начала 2025 года — 482 обращения на сумму 3,6 миллиарда рублей.
Представители бизнеса настаивают на введении правительственной директивы, обязывающей оплачивать исполненные контракты в течение семи дней. Хотя 223-ФЗ уже устанавливает такой срок, он сопровождается исключениями, которые позволяют заказчикам, включая госкомпании, менять его в одностороннем порядке.
Кроме того, компании требуют продолжать точечную обработку обращений от тех, кто столкнулся с неплатежами, и просят не допускать применения неформальных черных списков, которые приводят к отказам в заказах у поставщиков, жалующихся на отсутствие оплат.
Еще одной инициативой является применение альтернативных методов разрешения споров, таких как внесудебное урегулирование и арбитраж. Ранее КМСП предлагала включить в KPI для топ-менеджеров госкомпаний пункт об отсутствии задолженностей перед поставщиками, однако эта инициатива пока находится на стадии согласования.
Исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин отметил, что задержки платежей связаны с тем, что госкомпании вкладывают средства в банковские депозиты, получая дополнительный доход и частично компенсируя высокие ставки по кредитам.
В то же время вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Елена Дыбова подчеркнула, что в некоторых случаях у заказчиков действительно отсутствуют средства, что приводит к задержкам как для генеральных подрядчиков, так и для множества субподрядчиков.
Ранее замглавы Казначейства Анна Катамадзе признала, что из-за недостаточно строгих требований 223-ФЗ госзаказчики часто произвольно переносят сроки оплаты, и в ряде случаев срыв оплаты действительно выглядит преднамеренным для получения доходов через депозиты.
