Крупнейшие производители автомобильных шин в рамках Евразийского экономического союза обвинили поставщиков из Таиланда, Вьетнама и Китая в недобросовестной конкуренции и подали соответствующие жалобы в Евразийскую экономическую комиссию. Это привело к началу расследования со стороны департамента, ответственного за защиту внутреннего рынка.
На жалобы от «Белшина» (Белоруссия), «Омскшина», «Кордиант» и «Нижнекамский завод грузовых шин» поступили на поставщиков из первых двух стран, в то время как «Алтайский шинный комбинат» и казахстанская компания Tengri Tyres выразили недовольство по поводу китайских конкурентов. Производители считают, что импортные шины должны подорожать для конечных потребителей.
Основная проблема заключается в слишком низких ценах и растущей популярности шин для грузовых автомобилей, которые используются на автобусах, троллейбусах и самосвалах. В 2024-2025 годах шины из Таиланда продавались на 24,17% дешевле рынка, из Китая — на 29,64%, а из Вьетнама — на 19,59%. Это привело к снижению объема производства у местных производителей на 14%, увеличению товарных запасов на 19% и падению прибыли от продаж на 78% в 2025 году.
Во Вьетнаме ожидается запуск новых заводов, которые смогут производить до 1,4 миллиона шин в год, что усиливает конкуренцию на рынке ЕАЭС. В результате рассматривается возможность введения или повышения антидемпинговых пошлин.
На китайские шины уже установлена временная пошлина от 14,79% до 35,35%, в то время как производители из Вьетнама и Таиланда пока не столкнутся с ограничениями. Департамент, занимающийся сбором информации, предоставил 60 дней на исследование.
По оценкам, доля китайских шин на российском рынке составляет 25-35%, вьетнамских — 5-8%, что в совокупности превышает треть всех продаж. Эдуард Миронов из FM Logistic отметил, что для малого и среднего бизнеса импортные шины стали предпочтительным выбором из-за низких цен и необходимости оптимизации расходов.
Михаил Коптев из «Скиф-Карго» добавил, что некоторые китайские компании уже занимают более 70% рынка в определенных категориях. Он считает, что введение антидемпинговых пошлин приведет к подорожанию как импортных, так и российских шин, поскольку производители будут вынуждены компенсировать убытки. В худшем случае это может увеличить тарифы на перевозки на 3-7%.
Ранее сообщалось, что в России находится около 6,7 тысяч компаний, занятых в сфере грузоперевозок, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства, что привело к дефициту перевозчиков с конца октября.
